Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

 

Педагогика Монтессори: столетний юбилей

В 2007 году международное Монтессори-сообщество отмечает столетний юбилей педагогики Марии Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии. Отец Марии - Алессандpо Монтессори - был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода, в котором преобладали ученые. Обучаясь в начальной школе, Мария проявила особые таланты в математике и других естественных науках. В 1890г. Мария становится студенткой Римского университета, изучает физику, математику, естествознание и мечтает о профессии детского врача. Несмотря на то, что в те годы, в Италии, медицина была привилегией мужчин, она поступает на медицинский факультет и через два года получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. Марии было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом. Работая ассистенткой врача в университетской клинике, ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. В клинике эти дети были изолированы от мира и представлялись ей маленькими пленниками. У детей не было игрушек и книг, для их развития ничего не предпринималось.
Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей - это не только и не столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы, которые необходимо решать не в больнице, а в школе. Мария начинает проводить научные исследования, обращая особое внимание и специально выстраивая окружающую ребенка среду. В ходе наблюдений Мария Монтессори учитывала и определяла влияние специальной окружающей среды на развитие умственных способностей детей.

В 1900г. Лига женщин Италии открывает в Риме ортофреническую школу и Монтессори становится ее директором. Она впервые на практике пробует создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Результаты этого опыта педагогами, медиками и общественностью были оценены очень высоко.

В дальнейшем, на основе полученных научных данных, Мария Монтессори разрабатывает методику работы со здоровыми детьми и 6 января 1907 года в римском квартале Сан-Лоренцо (Quartiere di San Lorenzo ) по адресу Via dei Marsi n.58 была открыта первая школа Монтессори для 50 детей от 2 до 6 лет. Называлась она Casa dei Bambini, что в переводе с итальянского означает «Дом ребенка». Работа в школе была построена в соответствии с принципами и педагогическими законами Монтессоpи.
Главным педагогическим методом концепции Монтессори является девиз: "Помоги мне сделать это самому".

Основные условия успешной работы, определяющие теоретико-методологические положения педагогики Монтессори:

bullet

специально подготовленная окружающая среда, что означает - наличие полного комплекта дидактического материала, соответствующего данной ступени обучения, свободный доступ каждого ребенка к нему, возможность свободного перемещения по классу;

bullet

красивая эстетическая обстановка, чистота и порядок в классе;

bullet

разновозрастная группа детей (с 3 до 6 лет, с 6 до 9 или с 9 до 12 лет), что делает обстановку в классе более естественной и приближенной к реальной жизни. Ведь в жизни каждому приходится общаться, работать, сотрудничать, решать проблемы не только со своими сверстниками, но и с людьми самого разного возраста, поэтому принцип разновозрастного состава детей в школе Монтессори еще одно из важных условий функционирования этой системы.

Со дня открытия первой школы Монтессори, в течение века, педагогическая концепция была признана педагогами многих стран мира, в том числе и в России.

В нашем городе, в нашем вузе, в течение пяти лет, начиная с 1992 года, преподаватели нашего университета участвовали в международном проекте «Педагогика Монтессори в России» совместно с Высшей школой г. Наймегена и Арнема, Нидерланды. Целью данного проекта явилось возрождение педагогики Монтессори в России.

Благодаря данному проекту на заочном отделении факультета дошкольного и начального образования стало возможным открыть специализацию 031220 «Педагогическая система М. Монтессори» для студентов - будущих учителей начальных классов.

Педагогическое наследие Монтессори представляет собой гуманистическую концепцию, включающую теоретические положения и технологию организации процесса свободного воспитания личности. В качестве основных компонентов технологии организации педагогического процесса Монтессори выделяет окружающую среду (дидактический материал и система упражнений) и специально подготовленного учителя, способного осуществлять гуманистический процесс свободного воспитания.
Процесс обучения в школе Монтессори отличается от организации обучения в традиционной школе. В традиционной системе обучения все действия детей совершаются под руководством учителя. Учитель планирует и осуществляет на уроке не только изучение нового материала, но и его освоение, закрепление, тренировку, повторение. Главной формой обучения по системе Монтессори являются самостоятельные, индивидуальные занятия детей по закреплению и освоению новых знаний с помощью дидактического материала по различным отраслям знаний.

Педагогу, получающему образование по традиционной методике, не составляет труда овладеть методическими приемами работы с дидактическим материалом Монтессори, а вот отказаться от традиционной регламентированной схемы урока, от излишней опеки и постоянного контроля за действиями ребенка, результатами его работы, сдерживать свое желание немедленно исправить ошибку, допущенную им, оказывается наиболее сложным.

Учитель, который привык работать с детьми, в течение урока спокойно или неспокойно “сидящими” на своих рабочих местах, имеющими право подойти к доске или к столу учителя только после его команды или разрешения, мягко говоря, бывает “шокирован” свободным передвижением детей в классе Монтессори во время урока. Ребенок сам выбирает, каким предметом он будет заниматься, какие упражнения или задачи выполнять, с каким дидактическим материалом будет работать.

В рамках международного проекта нашим постоянным партнером является социально-педагогический комплекс “Детство” г. Волжского (директор – Л.И. Вендеревская). Идея открыть класс и начать работу по методике Монтессори увлекла здешних педагогов возможностью реализовать на практике гуманистические принципы и личностный подход в развитии ребенка. Более десяти лет работает школа Монтессори в г. Волжском и самые первые ее ученики уже выросли, окончили среднюю общеобразовательную школу, многие стали студентами колледжей и вузов. Успехи этой школы в воспитании самостоятельных, ответственных, активных детей и подростков хорошо известны не только педагогам, но и общественности.

В настоящее время комплекс «Детство» является базой педагогической практики для студентов института дошкольного, начального образования и специальной педагогики. Благодаря этому сотрудничеству наши студенты имеют возможность не только услышать, но и увидеть спокойную, деловую атмосферу на уроках, чувство уверенности детей в своих силах и способностях, отсутствие страха и волнений за оценку своей работы, что, в целом, делает процесс обучения в школе Монтессори действительно гуманистическим и развивающим. Здесь, в группах, работающих по системе Монтессори не на словах, не в лозунгах и призывах, а на практике, каждый день осуществляются и реализуются гуманистический принцип уважения личности, признание каждого ребенка уникальным и неповторимым, личностный подход в развитии каждого ребенка.

Для студентов университета изучение и анализ опыта работы школы Монтессори в г. Волжском является важным этапом в процессе профессиональной подготовки. Педагогика Монтессори, несмотря на солидный исторический и педагогический возраст не только не утратила значение в практике, но и сохранила свои инновационные функции в развитии целостного и личностного подходов к организации современного учебно-воспитательного процесса. Наблюдение за работой детей и педагогов дает возможность студентам самостоятельно определить достоинства педагогической концепции Монтессори.

После посещения школы Монтессори г. Волжского студенты, участвуя в дискуссии на тему «Школа Монтессори в современной России», высказывают свое мнение и дают оценку педагогике Монтессори в развитии и обучении детей.

Вот некоторые из высказываний студентов:

«В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад или школу, для него это сильное стрессовое переживание. Поэтому важно создать такие условия, которые помогут ребенку безболезненно пережить расставание с родителями и адаптироваться в новой обстановке. Мне кажется, что здесь, в школе Монтессори г. Волжского, прекрасно с этой задачей справляются. В группах дети разных возрастов, и поэтому старшие всегда помогают малышам ознакомиться с новой для них средой».

«Посетив школу, я убедилась, что реализация принципов Монтессори возможна на практике. Мы увидели осознанный выбор детей своей работы, заданий, умение ставить цели и прилагать усилия для ее достижения. «Минута тишины» показала, насколько у этих ребят 3х-5-ти лет сформирована воля. Казалось, что они не прилагают никаких усилий, а получают удовольствие от тишины и покоя. Умение терпеть очень необходимо в современном мире! Также хочется отметить, как ненавязчиво формируются нравственные ценности детей. Мы увидели трогательную заботу старших детей о младших, они поддерживали, помогали им во всем. Самое главное, что жизнь в школе готовит детей к существованию в современном обществе, адаптирует их к различным социальным условиям».

«Созданная вокруг ребенка воспитательная и образовательная среда позволяет раскрыть его истинное «Я». Этому служат Монтессори-материалы и особая позиция учителя. Учитель в этой системе, прежде всего, наблюдатель, мудрый и дальновидный, приходящий на помощь по просьбе ребенка, «шагающий» за ним и не мешающий ребенку самому творить себя и мир вокруг. Как известно, целью образования является совпадение личностного смысла жизни каждого человека и общего блага. В школе Монтессори созданы условия для успешного освоения культуры в процессе образования как нормы, что пока не находит отражения в учебном процессе современной школы в полном объеме. Основным методом образования становится переживание, а не запоминание, отсюда и «впитывающий ум» по Монтессори. Образованность – это определенность мышления, умение решать проблемы, выдвигать гипотезы, определять связи и предвидеть».

«Программа М. Монтессори создает условия и предоставляет возможность для саморазвития ребенка. Закон Монтессори-педагогики «Помоги мне это сделать самому» стимулирует развитие ребенка в соответствии с его индивидуальностью, уникальностью личности. Личность каждого ребенка неповторима и ребенок сам, в нужном для себя темпе, достигает поставленной цели. В группе создана специальная окружающая среда для свободного выбора деятельности ребенка. У наших детей появилась уникальная возможность, благодаря методике Монтессори, развиваться как свободная целостная личность».

«Я обязательно учту опыт Марии Монтессори в своей работе с детьми в школе и, самое главное, в воспитании сына!»

«Такое впечатление, что в школе Монтессори г. Волжского собрали детей-гениев со всего Волгограда и Волжского. Трудно поверить, что таким вот «ребенком-гением» может стать любой другой малыш, которого приведут в школу Монтессори родители».

Конечно же, кроме восторга и одобрения была и критика, и неприятие каких-то увиденных моментов, было еще много вопросов, но, в целом, большинство студентов признают, что система обучения, воспитания и развития детей по педагогической системе Марии Монтессори, при условии соблюдения всех ее законов и идей, при условии адаптации ее к реалиям современной России не только имеет право на существование, но также должна стать объектом дальнейшего специального исследования.

Л.Г. Бородаева, доцент кафедры социальной педагогики

«Наши впечатления после посещения детского сада М. Монтессори»

     

(Галкина Анна и Неказаченко Оксана, гр. – П 51ОЗО ПиМНО, выпуск 2006г.)

Мы были в школе – школе Монтессори.
И рассказать хотим мы вам о том,
Так что ж такое – эта школа Монтессори?
И сразу отвечаем – это «Дружный дом»!

«Ты помоги мне это сделать самому»!
Такой девиз висит на их стене.
И я добьюсь, того, чего хочу.
И в жизнь войду уверенным в себе.

Мы в класс вошли. И слышим – тишина.
И каждый из детишек, чем-то занят.
И впечатленьями наполнилась душа.
Мы поняли, что дом нас этот манит.

Детишки в тех группах, от 3 до 6.
И шефствует старший над младшим.
А младшим так легче по жизни идти,
Ведь старший поможет, подскажет.

Подскажет, как в игры им нужно играть,
Поможет обуться, одеться.
За ручку малышку возьмет погулять.
Мы там окунулись в детство.

Там в классах царит доброта и любовь.
Хозяева в доме там – Дети!
А взрослый на помощь прийти к ним готов,
Понять и познать все на свете.

И каждый ребенок все сам познает.
Кто медленней, кто побыстрее.
И вверх по ступенькам он твердо идет,
Пытаясь достичь своей цели!

На каждого папка ведется своя:
В ней все достиженья, успехи.
В нее заглянуть может только семья.
А он сам – показать ее детям.

Там коврик есть, для каждого ребенка.
И занимается он, сидя на полу.
Берет он материал, какой захочет.
И это не во сне, а наяву.

Решает он сложнейшие задачи,
Умеет он делить и умножать.
Приходит в группу, не имея он задатков.
И очень рано начинает там читать.

Все это говорили мы о старших.
Но, а теперь, поговорим о младших.
Они идут повсюду с ними вместе,
И продвигаются вперед за шагом – шаг.

У малышей занятия так проходят:
Они садятся вместе за столом,
И очень ловко пальчиками водят,
Перебирая разноцветную фасоль.

Работают, за круглыми столами,
А рядом воспитатели сидят.
И наблюдают добрыми глазами
За тем, что происходит у ребят.

Когда они устанут заниматься,
Идут в другую комнату играть.
Но перед этим, у них принято убраться.
Ведь надо их к порядку приучать!

Еще есть комната секретная у них.
В неё лишь по нужде заходят дети.
На дверце бусики висят там для двоих,
Синие и белые по цвету.

Вот бусы синие – для мальчиков они.
И заходя в ту комнату с секретом,
Он, бусы девочек, оставит на двери,
Свои с собою унесет при этом.

Умеют также, дети приготовить,
Себе – незабываемый обед.
И вот, что было очень интересно,
В свои неполные 7 лет:
Умеют печь пирожное из теста,
Умеют чистить лук, картошку, свеклу.
Крошить ножом, все это, без труда.
И получается у них при этом – наивкуснейшая еда!

Нам очень понравились группы просторные,
А также, запомнились люди в них добрые.
Здесь очень уютно, светло и тепло.
И мы так считаем, что им повезло!

Можно долго говорить об этой школе.
Но пора заканчивать рассказ.
«До свиданья, школа Монтессори!»
«Будем долго вспоминать всех вас!

«Монтессори-детский сад»
(Кругликова Светлана, гр. СП-51, 27.04.2006г.)

Расскажу сегодня я
Вам историю друзья!
В свете есть такое диво –
Там на Волге, на реке
Волжский град во всей красе.
Славен он по всей земле
Не мехами, соболями и неведомо зверями.
Есть в том граде дом большой,
В нем живут семьей одной!
А про дом тот говорят:
«Монтессори-детский сад»!
В нем детишки не шалят,
Все его благоволят.
Есть тут правила свои,
Все им следовать должны.
Запланировав свой день
С Монтессори-материал,
Ребенок время не терял.
Здесь один читает складно,
Счет ведет до ста другой,
Третий Космос изучает,
Есть, кто младшим помогает.
Знают тут всех полководцев,
Знают даже дважды два,
Мудрость в их глазах видна…
Каждый сам сложил на место Монтессори-материал.
Рефлексивный круг настал:
Кто-то изложил доклад,
Кто-то сшил себе наряд,
Кто-то строил лабиринт,
Кто-то приготовил блин,
Кто-то карту изучил,
Кто-то мебель починил.
Всем учитель помогал
И вопросы задавал.
Вот такое в свете чудо!
«Монтессори-детский сад»
Посетить был каждый рад!