Институт ДНО и СП Главная Навигатор Глоссарий

Домой ] Навигатор ] [ Глоссарий ]

Русская версия  Глоссарий English version

Определите значения слов,
и вы избавите человечество
от половины его заблуждений.
Рене Декарт
 
dekart.jpg (22800 байтов)

Глоссарий – обеспечивает истолкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала

 

Стремительно увеличившийся в последнее время поток информации опережает скорость её осмысления. Эта проблема особенно актуальна в условиях, когда применение информационных технологий не просто желательно для эффективного и устойчивого развития социально-экономической среды, но и постепенно становится вопросом выживания человечества. Структурированию и упорядочению информационного потока, ориентации в окружающем мире, во многом способствует терминологическая система аккумуляции и представления знаний. Поэтому в обществе растёт интерес к энциклопедиям, справочникам, словарям, глоссариям которые позволяют кратчайшим путем получить информацию и одновременно выполняют нормативную функцию.

Наш Глоссарий, является опытом создания универсального справочного пособия, содержащего терминологическую основу дистанционного образования и internet технологий. Его цель – помочь разобраться в разнообразных ранее неизвестных или редко употребляемых понятиях.

Дистанционное образование – бурно развивающееся научное направление, которое кроме своих основных функций, изучает свойства, закономерности и способы использования современных информационных и в частности internet технологий в различных сферах образования. Одно из главных особенностей дистанционного образования заключается в том, что оно имеет междисциплинарный характер и использует знания многих научных направлений, таких, как педагогики, психология, информатика, кибернетика, экономика, социология, политология, правоведение, философия и др.

Создавая Глоссарий, автор ориентировался на новейшие достижения в области вышеназванных наук, стараясь объективно, беспристрастно и лаконично структурировать палитру понятий и определений, существующих и впервые вводимых в научный оборот.

Автор Глоссария не претендует на абсолютную оригинальность представленного в нем текста, синтезируя собственные подходы с материалом многочисленных научных, учебных и справочных изданий. Это оттеняется еще тем, что терминология изменяется в соответствии с эволюцией науки, техники и технологии.

Другая проблема связана с отбором терминов и раскрытием их содержания. Дистанционное образование и internet-технологии активно развиваются, и еще трудно определить точный перечень тем и направлений, которыми они будет оперировать, и на которые будет распространять свое влияние. Это, кстати, заложено в самой идеологии internet, характеризующейся значительной степенью неопределенности будущего развития. Иначе говоря, никто не знает, в каком направлении будет происходить эволюция сетевого информационного пространства и, соответственно, наука его описывающая. Будущее всегда выглядит иначе, чем мы способны себе его вообразить (Станислав Лем).

Что касается раскрытия содержания терминов, здесь ситуация не менее проблематична. Поскольку дистанционное образование, как уже отмечалось выше, является междисциплинарной наукой, ее терминология также относится к разным направлениям, где одинаковые понятия обозначаются часто по-разному. Кроме того, у нас сложилось впечатление, что чуть ли не каждый ученый, работающий в конкретной научной области, старается предложить свою трактовку общеизвестных понятий. Мы можем найти многочисленные и разнообразные определения терминов раскрывающих суть дистанционного образования, например: информатика, internet, информационное пространство, информационная система, портал и т.д. Автор старался раскрывать их содержание с наиболее близких к теме семантических позиций.

 

Русская версия  English version