Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Кафедра РЯМПНШ

История создания

    Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе на факультете ПиМНО и ДВ образовалась на основе секции русского языка на многопрофильной кафедре педагогики и методики начального обучения.
В начале на факультете ПиМНО и ДВ предметы филологического цикла вели преподаватели общеинститутских кафедр. Лекции по русскому языку читали такие преподаватели, как В.М.Глухов, В.И.Супрун, Н.Ф.Скрипкина, Н.С.Кулакова, детскую литературу – А.Е.Агуреева, методику русского языка вела Бондаренко В.К.
Когда к руководству секций русского языка на факультете ПиМНО пришла А.А.Северьянова, секция стала оформляться в самостоятельную единицу, в ней начала работать Т.Е.Качанчук, до этого преподававшая музыку на факультете. Затем секция пополнилась такими преподавателями, как Л.Ф.Гончарова, Т.В.Гриднева, Е.Л.Овчинникова.
В 1990 г. секция русского языка на факультете ПиМНО была реорганизована в кафедру русского языка и методики его преподавания в начальной школе. Возглавила кафедру в то время кандидат филологических наук, доцент Долженко Л.В. На кафедре оформились 3 секции: секция русского языка, в неё вошли следующие преподаватели: Т.Е.Качанчук, Л.Л.Орлов, И.И.Чесноков. Т.В.Гриднева, Е.А.Бурмистрова, впоследствии были приглашены А.И.Студневаа, Т.В.Гоннова. В секцию детской литературы вошли Л.В.Долженко, Е.Д.Прищепа, Л.Н.Иванова; в секцию методики преподавания русского языка В.К.Бондаренко, Е.Л.Овчинникова, О.А.Просина.
За годы существования секции, а затем и кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе её состав не раз претерпевал изменения: уходили старые кадры, приходили молодые. В разные годы предметы филологического цикла на факультете преподавали Ю.Н.Маринин, Е.Б.Горбачева, М.Ф.Сергеева, Е.С.Чибиряк, И.П.Шайкина.

В историю университета.

В настоящее время на кафедре работают 8 высококвалифицированных преподавателей, 7 из которых имеют ученые степени и звания. Персонально состав кафедры выглядит следующим образом:
Долженко Людмила Васильевна – зав.кафедрой, доктор филологических наук, профессор,
Бардакова Вера Владимировна – доцент, кандидат филологических наук,
Бурмистрова Елена Анатольевна – старший преподаватель,
Гоннова Татьяна Витальевна – доцент, кандидат филологических наук,
Гриднева Татьяна Владимировна – доцент, кандидат филологических наук,
Качанчук Татьяна Евгеньевна – доцент, кандидат филологических наук,
Овчинникова Елена Львовна – доцент, кандидат филологических наук,
Ракитина Светлана Владимировна – доцент, кандидат филологических наук.
Кафедра обеспечивает преподавание филологических дисциплин на факультетах института дошкольного и начального образования и специальной педагогики.
Научные интересы преподавателей кафедры в той или иной степени связаны с вопросами порождения и восприятия текста в лингвистическом, литературоведческом и методическом аспектах. Все преподаватели принимают активное участие в научных и научно-практических конференциях как в нашем регионе, так и в стране. Задачи научно-исследовательской деятельности кафедры могут быть сформулированы таким образом:
1. Разработка малоизученных и неизученных вопросов лингвистики и литературоведения, связанных с ономастикой, лексикой и фразеологией, научным текстом, лингвокультурологией, детской литературой.
2. Достижение преемственности научного содержания образования в системе «вуз – колледж», а также «вуз – средняя школа – начальная школа».
3. Внедрение полученных новых результатов в учебный процесс с целью повышения его теоретического и научно-методического уровней.
4. Повышение профессионального уровня и научной квалификации преподавателей.
5. Активизация научно-исследовательской работы студентов по следующим направлениям: расширение числа студентов, занимающихся научными исследованиями; углубление и расширение проблематики их исследований; включенность в общекафедральную проблематику; интеграция учебной, научной и практической деятельности.
В последние годы кафедра сконцентрировала свое внимание на вопросах детского чтения, исходя из понимания его как значимой для современности гуманитарной проблемы. Понимание чтения как многоаспектного вида деятельности позволяет привлечь к исследованию его феномена специалистов разных наук и профилей, как-то: литературоведов, методистов, лингвистов, педагогов, психологов, социологов, естествоведов, преподавателей всех звеньев образовательной цепочки от дошкольного образовательного учреждения до высшего. С целью обобщения опыта работы и наблюдений, выработки методологии исследований кафедрой регулярно проводятся научно-практические конференции, в которых принимают участие и преподаватели высшей школы Волгограда и других городов России, и, что очень важно, учителя-практики.
Кафедру возглавляет доктор филологических наук Л.В. Долженко, круг научных интересов которой связан с проблемами детской литературы. Специалистам она известна как автор монографии «Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-х – 80-х гг. ХХ века (Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, В.П. Крапивин)», в которой рассматривается феномен детской литературы в широком социокультурном контексте. Л.В. Долженко обосновала и продемонстрировала возможности совершенно нового подхода к анализу произведений о детях для детей, построенные на использовании достижений современных гуманитарных наук. Она автор интересных, подчас не бесспорных, публикаций о творчестве А.П. Гайдара, Н.Н. Носова, Б.П. Екимова, А.Г. Алексина и других детских писателей.
Доцент, кандидат филологических наук С.В. Ракитина в настоящее время работает над докторской диссертацией «Когнитивно-дискурсивные механизмы формирования научного текста». Материалом исследования являются тексты известных ученых из естественнонаучной области знаний (монографии, статьи профильных энциклопедических словарей, статьи из научных журналов, лекции, вузовские учебники), популярные газетные и журнальные статьи этих же ученых, связанные с проблематикой их научных работ. С.В. Ракитина – автор многочисленных публикаций по проблемам научного текста, а также по методике преподавания русского языка как иностранного; имеет публикации за рубежом (Польша).
Доцент, кандидат филологических наук Т.Е. Качанчук в рамках кафедральной проблематики занимается исследованием лингвистических аспектов формирования речевой культуры учащихся начальных классов. Ее публикации содержат актуальный материал и практически востребованы.
Кандидат филологических наук Т.В. Гриднева работает над проблемой «Когнитивный аспект семантики номинативных единиц». Объектом исследования является эмоциональная концептосфера русского языка, предметом исследования – фразеологическая семантика. В опубликованных работах Т.В. Гридневой исследуется специфика фразеологической семантики, а также разрабатываются рекомендации к анализу семантики фразеологических единиц, который актуален в процессе преподавания лингвистики в школе и вузе.
Кандидаты филологических наук В.В. Бардакова и Е.Л. Овчинникова – авторы публикаций по проблемам ономастики и методики преподавания русского языка в начальной школе.
Кроме того, преподаватели кафедры проводят большую воспитательную работу со студентами.