Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Кафедра социальной педагогики



Цель деятельности кафедры заключается в подготовке высококвалифицированного социального педагога, владеющего научными знаниями, базовыми профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью реализовывать цели социального воспитания на различных уровнях: в образовательных учреждениях, различных социальных службах, в досуговых центрах, службах муниципальных органов, медицинских службах и т.д.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
• Создание условий для профессионального самоопределения студентов, позволяющего им получить высокий уровень образования по соответствующей квалификации;
• Воспитание духовно – нравственной личности социального педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в соответствии с международным этическим и профессиональным кодексом социального педагога, опирающегося в своей работе на лучшие традиции отечественного и зарубежного психолого-педагогического социального образования;
• Развитие потребности и создание условий для самореализации студентов, раскрытие их творческих возможностей. Выработка способности к самовоспитанию, изучению передового опыта, постоянному пополнению знаний, навыков и потребности по самообразовательной деятельности, стремления студентов учиться непрерывно, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки; дальнейшему научному и профессиональному росту с учетом широкого спектра научно – методологических технологий;
• Совершенствование содержательного компонента вузовского социально-педагогического образования, использование инновационных образовательных технологий, повышающих эффективность подготовки социального педагога - профессионала;
• Развитие кафедры как целостного учебно-методического комплекса, интегрированного в систему подразделений факультета и института, в рамках которого реализуется его научно–теоретический, методический и практический потенциал.
 

История кафедры социальной педагогики


2000 - 2004 г. Волгоградский государственный педагогический университет начал подготовку специалистов по социальной педагогике на факультете педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания. Секция социальной педагогики структурно относится к кафедре педагогики начального образования.
Профессорско-преподавательский коллектив и студенты факультета ведут активную научно-исследовательскую работу. Ежегодно на факультете проводятся практические конференции по проблемам социальной педагогики, издаются учебные пособия и сборники студенческих научных работ.
Сотрудники кафедры участвуют в международных проектах, в рамках которых имеют возможность проходить стажировку в учебных заведениях и социальных центрах Западной Европы, а также активно реализовывать накопленный практический опыт в России.
1.09.2004 г. Создание кафедры социальной педагогики как самостоятельного структурного подразделения факультета социальной и коррекционной педагогики.

Содержанием деятельности кафедры социальной педагогики является:


В учебно-методической работе:
• проведение всех видов учебных занятий со студентами очного и заочного отделения, руководство различными видами практики студентов (инструктивно–методический лагерь, летняя педагогическая практика, комплексная практика, социально–педагогическая практика, учебная психолого–педагогическая практика), а также курсовыми и выпускными квалификационными работами по профилю специализаций факультета;
• изучение и обобщение совместно с представителями учреждений, организаций сферы образования и социальной защиты населения инновационного опыта деятельности специалистов социально-педагогического профиля, требований нормативных документов и внедрение их в учебный процесс; организация по этим вопросам постоянно действующего семинара профессорско-преподавательского состава кафедры с целью совершенствования их методической подготовки;
• совершенствование профессиональных образовательных программ, учебно–методических материалов с учетом изменяющейся социально–педагогической практики и отзывов преподавателей, студентов (выпускников) по их улучшению.

В научно-исследовательской работе:
• внедрение научных достижений в учебный процесс, развитие в этих целях научного творчества молодежи, привлечение к научной деятельности аспирантов и студентов; проведение конкурсов студенческих научных работ;
• проведение ежегодных факультетских психолого–педагогических чтений и издание научных сборников и других научно–методических изданий по материалам обсуждаемых на них теоретических и практических проблем;
• развитие зарубежных научных контактов с социальными образовательными и научными структурами путем участия в международных научно–практических конференциях, симпозиумах и семинарах.

В организационной работе:
• совершенствование межкафедрального взаимодействия, проведение работы с преподавателями по вопросам межпредметного взаимодействия на этапах разработки, реализации профессиональных образовательных программ;
• формирование совместно с кафедрами концептуальных положений о практическом аспекте подготовки специалистов, разработка документов по взаимодействию (включая подготовку договоров) с учреждениями и организациями социальной сферы в интересах практики студентов и перспектив трудоустройства в них выпускников факультета.

В воспитательной работе со студентами:
• проведение индивидуальной дифференцированной работы со студентами по
вопросам прав и обязанностей студента, порядка разрешения различных вопросов, связанных с организацией учебной деятельности, досуга, личного социального и профессионального роста и самореализации;
• оказание помощи студентам в профессиональном определении и выборе
специализации, а также разрешении различных вопросов организации и выполнения студенческих практик, проведения необходимых исследований и стажировок;
• формирование у студентов мотивации к успешному освоению профессиональных образовательных программ, активному участию в студенческих мероприятиях, научной работе и спортивной жизни факультета, а также в волонтерском движении.
В настоящее время осуществляется подготовка около 200 будущих специалистов в области социальной педагогики на очном и заочном отделениях университета.

В состав кафедры социальной педагогики входит секция творческих технологий. Преподаватели этой секции: кандидат педагогических наук Бондарева В.В., ст. преподаватель Березина Ю.Ю., ассистенты Князева О.В. и Шуина Т.В. осуществляют подготовку студентов по специальностям «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика» факультета «Социальная и коррекционная педагогика» и по специальности «Педагогика и методика начального образования» и «Дошкольное воспитание» факультета «Дошкольное и начальное обучение» по всем творческим дисциплинам: «Методика изобразительного искусства», «Методика трудового обучения», «Методика музыки», «Методика конструирования», «Социокультурная реабилитация», «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», курс по выбору «История художественной культуры и основы эстетического воспитания», «Технологии творчества в работе социального педагога».
С 2003 года ежегодно совместно со студентами 3 курса специальности «Специальная педагогика и психология» проводится социально-педагогический проект для детей с особыми образовательными возможностями. Базой для проведения подобных проектов являются образовательные учреждения г. Волгограда: 2003 г. – Волгоградский дом ребенка, 2004 г. – д/с 302, группы с ОНР и ЗПР, 2005 г. – интернат № 1, 8-го вида. Проект проходит в рамках частных методик преподавания: «Методика ИЗО», «Методика конструирования», «Методика трудового обучения» и основан на организации продуктивной деятельности детей с особыми образовательными возможностями.
В рамках педагогических практик по социальной педагогике у студентов специальностей «ПиМНО» и «Социальная педагогика» во взаимодействии с преподавателями секции разрабатываются и реализуются творческие проекты, направленные на социальную коррекцию, адаптацию и реабилитацию детей, подростков – клиентов социального педагога.

Инструктивно-методический лагерь

В сентябре, на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ проводится инструктивно-методическая, педагогическая практика для студентов 3-го курса специальностей «социальная педагогика» и «педагогика». Место практики выбрано не случайно. Лагерь расположен на р.Ахтуба в живописном лесу, в заповедных местах, что способствует созданию творческой атмосферы, хорошего самочувствия студентов и преподавателей.
Практика является важнейшим компонентом системы профессиональной подготовки будущего социального педагога и педагога. Она выступает связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой. Форма проведения практики - «погружение» с отрывом от аудиторных занятий.
Целью практики является выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения социально-педагогической, воспитательной работы, организация досуга и отдыха различных категорий детей и молодежи. Практика проводится в течение 10 дней. Каждый день имеет свою тему и посвящен одной из важнейших социальных проблем общества. На протяжении всей практики студенты разрабатывают и проводят массовые мероприятия, акции, конкурсы, круглые столы по темам дня и каждый вечер завершают творческим отчетом. Со студентами ежедневно проводятся треннинговые занятия по личностной адаптации и педагогическому мастерству, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия по методике КТД (коллективные творческие дела), практикумы по овладению навыками игровой, организационной, оформительской деятельности и др.
По итогам практики студенты готовят наглядную агитацию, тематические газеты, фото, видеоотчеты.
 

Состав кафедры:
1. Абраменко Елена Вячеславовна - ассистент, зав кабинетом;
2. Березина Юлия Юрьевна - старший преподаватель;
3. Бондарева Вера Владимировна - кпн., доцент;
4. Бородаева Лариса Георгиевна - кпн., и.о. зав. каф.;
5. Князева Олена Владимировна - ассистент;
6. Морозова Елена Александровна – старший преподаватель;
7. Любиомва Екатерина Сергеевна - ассистент;
8. Понькина Ирина Васильевна - ассистент;
9. Руднева Инна Александровна - старший преподаватель;
10. Смолянская Любовь Владимировна - старший преподаватель;
11. Черников Владимир Александрович - старший преподаватель;
12. Шуина Татьяна Владимировна – ассистент;


Телефон кафедры: 8(8442)302923

Материально-техническая база кафедры социальной педагогики

1. Комплект обучающего материала Монтессори.
2. Видеоматериалы о школах Монтессори в Нидерландах и России.
3. Видеоматериалы о социально-образовательных учреждениях Дании и Нидерландов.
4. Видеоматериалы, включающие культурные проекты по социальной работе Дании, Нидерландов и России, творческие проекты для детей с особыми образовательными возможностями, материал по истории искусства.
5. Предметный фонд для натурных постановок: геометрические тела, предметы быта, утварь, муляжи овощей и фруктов, драпировки.
6. Костюмы.
7. Аудиотека музыкальных произведений.