Институт ДНО и СП

ВГПУ

Домой   Структура института    Электронная библиотека

Кафедра СПП

История создания кафедры

Открытие кафедры Специальной педагогики и психологии в ВГПУ непосредственно связано с именами Владимира Ивановича Лубовского, академика АПН и профессора, доктора педагогических наук Наталии Михайловны Назаровой. В 1992 году Н.М.Назарова, находясь на работе в Министерстве образования Российской Федерации в должности главного специалиста Управления высшего и среднего педагогического образования способствовала созданию новых дефектологических факультетов в педагогических вузах России, координации их работы, разработке первых поколений государственных образовательных стандартов высшего образования по специальной педагогике и психологии.
    В 1995 году в ВГПУ на факультете педагогики и методики начального образования и дошкольного воспитания открылось заочное логопедическое отделение.
    В.И. Лубовский и Н.М. Назарова при всей своей занятости поддерживали инициативу открытия отделения, приезжая в Волгоград и проводя курсы лекций и являясь председателями ГАК.
    Н.М. Назарова, возглавлявшая отдел специальных коррекционных образовательных учреждений Управления реабилитационной работы, организовывает обучение по курсу - “Основы коррекционной педагогики и специальной психологии” при республиканском институте повышения квалификации работников народного образования, куда приглашает преподавателей, имеющих специальное дефектологическое образование.
    Факультет посылает на эти курсы двух ведущих преподавателей - доцента Саблину Т.А. и ст. преп. С.Н. Чуракову, с помощью которых в дальнейшем и начала создаваться новая кафедра.
    За время существования отделения логопедии Н.М. Назарова и В.И. Лубовский подарили много личной литературы, программ для развития других дефектологических отделений в ВГПУ.
    В сентябре 2000 года была открыта кафедра специальной педагогики и психологии, которую возглавил профессор, доктор медицинских наук Сергей Вениаминович Каргин. Создание кафедры позволило расширить подготовку специалистов по различным направлениям дефектологии в связи растущей потребностью в них в Волгограде и регионе. Открываются специальности: специальная дошкольная педагогика и психология на стационаре, сурдопедагогика и олигофренопедагогика на заочном отделении, куда принимаются в основном педагогики, уже работающие в детьми с проблемами в развитии, но не имеющие специального образования.
    Сегодня на кафедре работают такие специалисты как доцент, кандидат педагогических наук Фуреева Е.П., дефектолог-психолог Шипилова, выпускница факультета Педагогики и психологии МГПУ, магистр образования Зодбаева Б.Д., кандидат филологических наук доцент Бейлинсон Л.С.

     Положение об учебно-научно-методическом комплексе, объединяющим кафедру специальной педагогики и психологии ВГПУ и государственное учреждение социальной защиты ЦРДИ «Надежда»

    Кафедра СПП имеет два специализированных кабинета «Логопедии» и «Специальной педагогики и психологии». Работу студентов и преподавателей в них помогают организовать зав.кабинетом Любимова Е.С. и старший лаборант Федосеева Е.С.
    Для повышения качества подготовки специалистов-дефектологов в 2003 году был создан учебно-научно-методический комплекс (УНМК), который стал структурным подразделением университета, объединяющим преподавателей кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного педагогического университета и сотрудников центра реабилитации детей-инвалидов «Надежда» г.Волжского
    Главное назначение комплекса – расширение и углубление научно-методического обеспечения системы непрерывного специального образования. В основу научно-методических решений и действий комплекса положен целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса , разрабатываемый коллективами педагогов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов кафедры СПП ВГПУ и ЦРДИ «Надежда». УНМК создан как экспериментальная площадка для подготовки специалистов-дефектологов, для разработки механизма, который создавал бы взаимную заинтересованность и побуждал к творческому сотрудничеству ученых и практических работников сферы социальной защиты. В соответствии с этим комплекс призван моделировать собственную микросреду во всех ее гранях и проявлениях: выбор системообразующих видов деятельности, создание условий для личностного развития будущих специалистов и интеграции детей-инвалидов в нормальное сообщество, налаживание связей с окружающей средой и т.д. Большой вклад в создание комплекса и организацию научной и методической работы в нем внесли директор ЦРДИ «Надежда» кандидат медицинских наук Давыденкова Н.В., зам. директора и старший преподаватель кафедры СПП Черешнев В.В., а также преподаватели кафедры: профессор, доктор медицинских наук Макаров В.И., доценты Чуракова С.Н. и Фуреева Е.П., ст.преп. Максимова Н.А. и Шипилова Е.В., зав. кафедрой, доцент Ярикова С.Г.